Чем вредны расизм и нацизм

Чем вредны расизм и нацизм

Многим кажется, что левые борются с расизмом только из этических/эстетических соображений или только из чувства справедливости. Однако борьба с расизмом - это требование, в первую очередь, практическое, и успешность его реализации влияет на уровень жизни в стране.

В статье об идеологиях, основанных на единстве по территориальным, национальным и расовым признакам (ссылка на статью), мы сформулировали определения расизма и нацизма, а также выяснили их родство. Мы также отдельно выяснили, что любая фраза, смысл которой заключается в доказательстве неравноценности рас или национальностей, является расизмом. Любая политика, которая производит ущемление либо возвышение прав одной/нескольких рас/национальностей над другими, является расистской. Поэтому если вы делаете предположения о поведении или ценности человека на основании его этнической или расовой принадлежности – вам нужно честно признаться себе в том, что вы расист, прочесть эту статью и подумать, нужен ли вам расизм или нет.

Давайте теперь по пунктам рассмотрим, почему расизм мешает прогрессу и повышению уровня жизни. Отметим также сразу, что недостатки расизма не только применимы к нацизму, но и существенно усиливаются.

Псевдонаучность расовой теории

То, что следует понять прежде всего – ни мы, ни кто-либо из ученых не говорит о том, что, скажем, темнокожий ничем не отличается от человека со светлым цветом кожи. Напротив – каждый человек внешне отличается от остальных. Но расизм заключается не в признании различий, а в предположении, что люди определенного этнического или расового происхождения обладают некими изначально им присущими свойствами поведения, и какая-то раса либо национальность вследствие этого имеет большую ценность. И вот это уже отрицается учеными, так как не подтверждается ни практически, ни экспериментально.

Сама теория расизма несостоятельна, во-первых, потому, что чистых рас и национальностей не существует. Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ и научный редактор сайта Антропогенез.ру Станислав Дробышевский утверждает: «Чистых рас в природе никогда и не было, это абстракция (исключения только на редкостных островах типа Тасмании и Андаман, но и там смешение было)»1. Не существует и единой общепринятой классификации рас23.

Поэтому мы не можем выделить какую-то одну расу или национальность: допустим, если мы попадаем под расистскую пропаганду и соглашаемся, что «в правительстве должны быть только русские», мы не сможем найти чистых русских. И тогда за нас будут решать те, кто определяет «русскость». Это и есть цель расистских политических движений – расизм для них лишь инструмент получения и распределения власти.

Говорит доктор биологических наук, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН, автор более 300 публикаций на тему популяционной генетики Олег Балановский: «практика приписывания расы конкретным людям не оправдана с научной точки зрения, и к тому же крайне спорно выглядит в этическом отношении… Можно, например, разделять северных и южных монголоидов, а можно считать их одной расой. Можно считать эфиопов частью негрской расы, а можно выделять в отдельную расу как результат древнего смешения с европеоидами. Но бюрократическое понимание расы — это точно не наука»4. Балановский признает существование рас как понятия, но подчеркивает, что это понятие запутанное, и категорически неверное в контексте политики и самоопределения. Это понимали даже нацисты в Третьем Рейхе. В своем дневнике министр пропаганды Йозеф Геббельс писал: «Какой-то перемудрец докопался, что Иоганн Штраус на одну восьмую еврей. Я запретил это разглашать. Во-первых, это не доказано, во-вторых, я не позволю снять все сливки с немецкой культуры. В конце концов из нашей истории останутся только Видукинд, Генрих Лев и Розенберг»5.

Кроме того, после открытия генов и ДНК было выяснено, что геном всех людей на Земле — пигмеев, китайцев, норвежцев, папуасов — идентичен на 99,9%6. Доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук Лев Животовский принимал участие в международном исследовании, которое показало, что расы мало отличаются одна от другой в глобальном масштабе. По словам Животовского, «не существует отдельных, «расовых» признаков и не существует генетически «чистых» этнических групп: многие индивиды имели значительный процент генетических признаков других этнических групп», и «в каждой этнической группе много индивидов, которых по признакам ДНК можно было бы отнести к другой группе»7. То есть внутри одной расы у людей больше генетических отличий, чем у людей разных рас в целом.

Декларация о расе и расовых предрассудках, принятая ООН, постановила: «Все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение»8. Также в этой декларации указано:

Всякая теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, которая давала бы право одним людям господствовать над другими или отвергать других, якобы низших по отношению к ним, или основывающая суждения об оценке на расовых различиях, научно несостоятельна и противоречит моральным и этическим принципам человечества9.

Декларация о расе и расовых предрассудках

Научная же точка зрения состоит в том, что человечество – это единый биологический вид, а границы между популяциями связаны с географическими, социальными и культурными, а не биологическими фактами. В этом и состоит главное отличие современного научного подхода от расистского, который превращает расы в отдельные биологические виды, наделяет их особой психологией, отождествляет их с этническими группами и воздвигает между ними непроходимые барьеры. Когда западные специалисты совсем отрицают реальность расы, они имеют в виду именно такое понимание расы, свойственное как идейным расистам, так и многим обывателям10. Принимать всерьез псевдонаучную теорию – это значит способствовать деградации общества и мешать настоящему развитию. Зачастую в этом виновна машина пропаганды, внедряющая расистские стереотипы.

Возможно, расисты считают себя умнее, чем ООН, доктора наук, генетики и ведущие ученые развитых стран (в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера), однако согласитесь, что со стороны выглядит очень смешно, когда, к примеру, мужик из бара учит авиаконструктора тому, что «железная птица не может летать». В данном случае мы имеем дело с явлением того же порядка.

Использование элитами в своих целях

Элиты общества (номенклатура, крупный капитал и так далее) с помощью расизма переводят народное негодование с самих себя (реально имеющих отношение к низкому уровню жизни в стране) на евреев, темнокожих, азиатов и так далее. Таким образом, вместо того, чтобы реально решить какую-либо проблему и надавить на правительство, либо на «заигравшуюся» олигархию, народные массы устраивают, скажем, еврейский погром. Результат – проблема не решена, элита развращена своей безнаказанностью и усугубляет проблему еще больше, а граждане враждуют между собой.

Многие расисты считают, что политики-расисты искренне верят в то, что есть лучшие народы, а есть менее полноценные, однако эти политики в основном прекрасно понимают, что расизм – это не более, чем способ заработать политическую популярность на предубеждениях и непросвещенности масс. Так, нацистский начальник Герман Геринг, после того, как возникла вероятность ареста его заместителя Эрхарда Мильха на основе «расовой неполноценности» (Мильх был наполовину евреем), заявил знаменитое: «Здесь я решаю, кто еврей»1112. То есть расизм – это не только инструмент оправдания неудачной политики правительства и переноса народного недовольства на национальные и расовые меньшинства, это также и инструмент расстановки своих кадров на нужные места. Если у политика в расистском государстве есть неустроенный родственник, достаточно поискать, кто на важных должностях недостаточно правилен с расовой точки зрения (либо придумать – поскольку расизм ненаучен, сфабриковать нужный результат легко), и место родственнику найдено. Характерно, что про себя лидеры расистов зачастую прекрасно осознают, что пропагандируемые ими идеи являются манипуляцией. Например, в 1925 году разъезжавший по городам Германии с пропагандистской миссией от НСДАП Геббельс запишет в своем дневнике: «Сегодня вечером на машине в Хаммерталь. Снова молоть вздор»13.

Чем вредны расизм и нацизм
Без расизма им вряд ли бы удалось решать, как сложатся судьбы миллионов людей

Создание расистского государства (возможное на определенном этапе распространения расизма в обществе) открывает перед номенклатурой новые возможности обогащения и усиления власти. Так, в расистском государстве можно объявить евреем, украинцем, англосаксом и так далее какого-нибудь неугодного оппозиционера, и это послужит в глазах общества достаточным основанием для гонений на него. То есть расизм – это также инструмент осуществления диктатуры. В нацистской Германии номенклатура также обогащалась за счет «налога на евреев», «налога на эмиграцию», экспроприаций еврейской собственности и других подобных мер14. Например, оберштурмбанфюрер СС Адольф Эйхман отобрал в личное пользование виллу у еврейского банкира Ашнера15. Во время «Хрустальной ночи», когда звучали призывы бить стекла еврейских магазинов, дома богатых евреев было велено оставлять в целости – в них потом вселялись руководители нацистской партии16.

Политики настолько забывают, что расизм, помимо практической функции осуществления власти, имеет еще и идеологическое наполнение, что доходит до смешного: так, российский политик Владимир Жириновский был известен своими расистскими высказываниями по отношению к евреям («Ты еврей? Поезжай в Израиль!»17, «все банкиры – евреи»18), однако позже суду общественности предстали факты, что его отец – еврей, а фамилия отца – Эйдельштейн, и антисемитская риторика Жириновского стала мягче и реже.

Чем вредны расизм и нацизм
Политики-расисты прекрасно понимают, что расизм – это лишь способ управления толпой, и им не угрожает, даже несмотря на их национальность (ввиду самой абсурдности расизма как принципа)

Расисты создают себе врагов

Если национальность или раса ставит себя выше других, выделяет себя среди других, объявляет свое превосходство или заявляет целью свое доминирование, то это настраивает и объединяет остальные национальности и расы против нее. Кроме того, если вы будете угнетать какую-либо национальность по национальному признаку, то будьте уверены, что она тоже будет объединяться против вас, и тоже по национальному признаку.

Народы, не заявляющие о наличии у них некой «национальной гордости», особых достижений и заслуг, с гораздо большей вероятностью получат поддержку и помощь от других народов в случае необходимости. Это абсолютно естественно – вы же не любите хвастунов, которые всем своим видом стараются показать, что они лучше вас? Люди во всем мире тоже не любят.

Декларация о расе и расовых предрассудках постановила, что расизм «внутренне разобщает нации, создает препятствия на пути международного сотрудничества и нагнетает политическую напряженность в отношениях между народами; он противоречит основным принципам международного права и, следовательно, создает серьезную угрозу международному миру и безопасности»19.

Правительство Российской империи было расистским – так, в стране существовала черта оседлости20 для евреев, издавались законы о принудительном отчуждении земель у выходцев из Германии и Австро-Венгрии21, проводилось выселение черкесов22 (иногда позднее классифицируемое как геноцид23) и так далее. Особенно репрессивной была политика в отношении евреев, которым зачастую приходилось либо мигрировать из страны, либо вступать в революционные организации. Один из таких евреев – Яков Юровский – позже стал непосредственным руководителем расстрела Николая II и его семьи24, а другой – Лев Троцкий – был одним из руководителей русских революций и Красной Армии, разгромившей Белое движение, куда после революции шли многие расисты. Получается, что, проводя расистскую политику, император Александр III выкопал могилу для своего сына Николая. Погромы при Александре III легли в основу одной из сцен мультфильма режиссера Дона Блута «Американский хвост»:

Судьба царской семьи не послужила уроком для украинского расиста Симона Петлюры. Во время Гражданской войны в России наибольшее количество еврейских погромов — 493 (40%) — было делом рук тех, кто воевал на его стороне25. Закончил Петлюра тем, что в 1926 году во Франции в него пять раз выстрелил из револьвера Самуил Шварцбурд, вся семья которого (15 человек) была убита в ходе еврейских погромов на Украине в 1918-1920 годах26. Французский суд присяжных полностью оправдал Самуила Шварцбурда27. И это одна из самых важных вещей, которые расисты должны помнить: во-первых, создавая ненависть, они создают ненависть к самим себе (а возможно и к своим близким), во-вторых, образованное общество их действия никогда не оправдает, и скорее оправдает их убийцу, чем их самих (потому что расизм опасен и ничем вразумительным не обоснован).

Может обернуться против самого расиста

Расист не привык ставить себя на место других людей, однако он легко может оказаться на этом месте. Потому что если вы признаете, что расистские оскорбления допустимы, то вы тем самым признаете и то, что и вашу расу/нацию и всех ее представителей можно называть свиньями, рабами, зверьми и призывать к их уничтожению.

Чем вредны расизм и нацизм

Давайте проведем простой тест. Итак, вопрос — вы против оскорблений на расовой почве? Если ответ «нет», то вы только что официально разрешили называть в том числе и представителей вашей национальности и расы неполноценными животными, обезьянами, полулюдьми и так далее. Именно так начинается путь человека в концентрационный лагерь.

Также есть точка зрения, что даже в случае своей победы расисты не остановятся на уничтожении людей других рас. Логическим продолжением этого может служить уничтожение людей с другим цветом глаз, или, допустим, другого роста.

Забавно, но если расисту небольшого роста сказать, что все люди малого роста – очень глупые, или расисту с карими глазами сказать, что все люди с карими глазами – неудачники, то в большинстве случаев мы увидим в качестве реакции праведный гнев. Но ведь в данном случае используется та же логика – разделение по внешним признакам и предположение о наличии у людей с этими признаками особых свойств.

Утечка талантов

Расизм в стране способствует тому, что талантливые люди других национальностей и рас уезжают в другую страну, и в итоге работают на благо общества уже за рубежом. А те, кто остается, угнетается и превращается в малополезную, забитую массу. Согласно декларации о расе и расовых предрассудках, расизм «препятствует развитию своих жертв, развращает тех, кто насаждает его на практике»28.

Ярче всего эту проблему иллюстрирует ситуация с атомной программой нацистской Германии. В 1933 году оттуда был вынужден уехать Альберт Эйнштейн, один из ярчайших физиков своего времени. Филипп Ленард, возглавивший группу «Немецкая физика», провозглашал: «Наиболее важный пример опасного влияния еврейских кругов на изучение природы представляет Эйнштейн со своими теориями и математической болтовнёй, составленной из старых сведений и произвольных добавок… Мы должны понять, что недостойно немца быть духовным последователем еврея»29. Покинули страну Макс Борн, Эдвард Теллер, Лео Силард, Ханс Бете, Эмиль Фукс, Феликс Блох. И когда во время войны нацистам потребовались ученые для разработки ядерной программы, оказалось, что многие ценные ученые оказались ими отвергнуты.

Чем вредны расизм и нацизм
Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер

В то же время в США, которые были более терпимыми к национальности людей, начали разработку атомной бомбы. В так называемом Манхэттенском проекте приняли участие уже упомянутые Эдвард Теллер, Лео Силард, Ханс Бете, Эмиль Фукс и Феликс Блох, Энрико Ферми (бежавший из фашистской Италии – его жена была еврейкой, и дети соответственно тоже могли быть приравнены к евреям), еврей Луис Злотин (его семья бежала от еврейских погромов из Российской империи), еврей Роберт Оппенгеймер, датчанин Нильс Бор, польский еврей Станислав Улам, американец греческого происхождения Николас Метрополис, американец армянского происхождения Гарри Даглян и другие. Помощь этих ученых стала одним из факторов, обеспечивших США гораздо более быструю и успешную работу над ядерным проектом. Рейхсминистр вооружений Германии Альберт Шпеер признавал, когда его спросили на Нюрнбергском процессе об атомном проекте Германии: «К сожалению, мы не достигли еще таких успехов в этой области, так как все лучшие силы, которые занимались изучением атомной энергии, выехали в Америку. Мы очень отстали в данном вопросе. Нам потребовалось бы еще один-два года для того, чтобы расщепить атом»30.

И поскольку Советский Союз не проводил открытую политику расизма, Оппенгеймер и Эмиль Фукс были согласны передавать советским агентам важнейшие данные об атомном проекте. Существенную помощь оказал советским ученым и Нильс Бор, симпатизировавший большевикам (тогда еще мало кто понимал сущность сталинского консервативного переворота), как отмечает Павел Судоплатов, руководивший в НКВД отделом, собиравшим информацию о ядерных разработках за рубежом:

Бор ответил на вопросы о методах получения в США урана, диффузионном и масс-спектрографическом, о комбинации этих методов, каким образом достигается большая производительность при масс-спектрографическом методе. Он сообщил, что в США все котлы работают с графитовыми модераторами, так как производство тяжелой воды требует колоссального количества электроэнергии. Терлецкий получил ответы на целый ряд принципиально важных вопросов, в том числе о плутонии-240, о нем в официальном докладе Смита, полученном нами от Бора и из США, не было ни слова. Встреча, по мнению Курчатова, имела важное значение для верификации нашими специалистами имевшихся у разведки нескольких сотен отчетов и трудов Ферми, Сциларда, Бете, Оппенгеймера и других зарубежных ученых. Было рассмотрено, как вспоминает Квасников, 690 научных материалов. По мнению Джона Хассарда, известного английского специалиста по ядерной физике из London’s Imperial College, Бор в устной форме дал существенную информацию русским о конструкции американской атомной бомбы. Джек Сарфатти, физик-теоретик, ученик одного из создателей атомной бомбы Х. Бете, также считает, что ответы Бора содержали важную стратегическую информацию по созданию ядерного оружия31.

Павел Судоплатов - Разведка и Кремль

Именно по этой причине общества, свободные от расизма, обречены быть более развитыми, более прогрессивными. Тот, кто поддерживает расизм, формирует в своей стране замкнутость, деградацию и отсталость.

Основа для убийств невинных людей

Идея о том, что некая национальность или раса превосходит другую, логически рождает тезис: «если мы такие превосходные, зачем нам эти недочеловеки, которые будут мешать нашему развитию?». Соответственно, любое правонарушение, совершенное лицом другой национальности или расы, будет убеждать расиста в том, что причина этого правонарушения – это национальность или раса преступника.

Со временем, если в обществе распространен расизм, расистские стереотипы нарастают, как снежный ком, и это может привести, со стороны государства, к геноциду или этническим чисткам, а со стороны масс – к этническим погромам или преступлениям на почве расизма. Во всех этих случаях неизбежны убийства ни в чем не повинных людей.

Чем вредны расизм и нацизм
Дети – жертвы погрома в Екатеринославе, 1905

Расисты думают: «ну я же русский. Что мне до того, что каких-то нерусских убивают?» Однако тот, кто так думает, плохо представляет себе, что такое погром. Когда он происходит, никто не будет спрашивать ваш паспорт с фамилией. Погромщику будет достаточно того, что вы, по его мнению, похожи на представителя какой-нибудь «неправильной» национальности, чтобы убить вас и ваших детей. И когда происходит геноцид, если расистскому номенклатурщику понравилась ваша жена или дом, он сможет найти у вас хоть еврейские, хоть камбоджийские корни. Потому что он решает, кто еврей. И тогда уже поздно будет говорить, что чистых рас не бывает.

В обществе, где нет сострадания невинным людям, не найдется сострадания для вас и ваших близких в тяжелый момент.

Чем вредны расизм и нацизм
Некоторые расисты рассчитывают, что они будут у власти или хотя бы «надсмотрщиками». Им следует помнить судьбы, к примеру, Эрнста Рема, Грегора Штрассера, Бернхарда Штемпфле, Артура Небе и многих других

Культивирование неравенства

Расизм делает неравенство легитимным. Если мы спокойно относимся к мысли, что какая-то национальность должна быть хуже нашей и это нормально, то мы спокойнее отнесемся и к тому, что наша профессия (учитель, водитель, рабочий и так далее) должна быть хуже, чем сотрудник ФСО, владелец игровых автоматов и так далее, и это нормально. Кто-то скажет, что, скажем, организатор производства должен получать больше денег, чем рабочий – возможно, что и так. Лично автор статьи с этим не спорит. Но совершенно ненормально, когда этот рабочий считает, что он хуже организатора производства, и не должен поэтому стремиться к равенству с ним. Он перестает бороться за свои права, становится ленивым и аморфным, и это приводит к обнищанию общества в целом, мешает добиваться сокращения социального неравенства – ведь зачем это нужно, когда неравенство – это норма? Проблему неравенства (и к каким катастрофам оно может привести) мы уже рассматривали в статье с критикой свободного рынка.

Создает ложное представление об «эффективном правительстве»

Из расистской идеологии логически вытекает тезис, что самым эффективным правительством будет то, которое составлено из людей «правильной» национальности или расы (а не то, которое составлено из наиболее компетентных кадров). Однако, во-первых, мы выше уже упомянули, что «правильность» будут определять сами политики-расисты. Во-вторых, такой принцип формирования правительства имеет с эффективностью мало общего.

Наиболее развитые общества современности – США и Европа – на момент 2020 года проводят антирасистскую политику. Имеется также опыт составления правительства из одной национальности – это нацистская Германия. Результат правления этого правительства — страна уничтожена, многие ее культурные памятники и миллионы жизней людей не вернуть, и еще очень долгие годы ее гражданам будут припоминать Гитлера. Что же касается послевоенного периода, когда проводилась политика борьбы с расизмом и нацизмом, именно к нему относится так называемое «германское экономическое чудо»32.

Чем вредны расизм и нацизм
«Фольксваген Жук» был разработан еще при нацистах, однако, собрав с населения взносы на его производство, они выпустили лишь 210 машин. Народным автомобилем он стал уже после войны

Россия имеет похожий опыт. В начале ХХ века и в конце 1980-х годов процент русских в правительстве был, вероятно, одним из самых высоких в истории (тяжело посчитать точно, так как выше мы объяснили, что расизм – это не наука), что не спасло страну от экономических проблем и распада. Очень высок процент русских в правительстве и сегодня. В период же коллективного руководства большевиков, когда национальность не играла большой роли и в правительстве были широко представлены различные национальности, правительству удалась реализация целого комплекса достижений, который мы рассмотрели в отдельной статье.

Создает ненависть к собственной национальности или расе

Многие ошибочно считают, что человек, который мыслит национально, будет всегда предан своей нации или расе. Но на практике лучше работать на пользу общества это не помогает (помогает научная организация работы), а вот в случае ошибок (которые обязательно будут, ввиду узости мышления расистов) расист винит не себя, а нацию. И вся сила его расизма обращается против «своих». К примеру, в конце Второй мировой войны нацисты считали, что в проигрыше Германии оказался виноват немецкий народ – на встрече с гауляйтерами в августе 1944 года Гитлер сказал: «Если немецкий народ будет побежден в этой борьбе, то это будет означать, что он слишком слаб для того, чтобы выдержать испытание истории, и должен погибнуть»33. Но, отказавшись от расизма, немецкий народ не только не погиб, но и заново расцвел.

Ранее, еще в 1925 году, Геббельс во время политических неудач записывал в дневнике: «Немецкий народ едва ли может рассчитывать на спасение. Он марает грязью подаренных ему судьбой вождей или обрекает их голодать. Для кого я жертвую? Для этого человечества? Для этих мелких душ? Я должен слушаться лишь внутренней необходимости… Отвратительный народ немцы»34.

Чем вредны расизм и нацизм
В 1945 году Гитлер еще раз повторил, на этот раз Альберту Шпееру: «Если война будет проиграна, нация также погибнет»

Это характерно не только для нацистов эпохи Гитлера. Так, многие русские либералы, не получая никакой поддержки в народе, делают вывод не о наличии ошибок в их мировоззрении, а в том, что русские – это быдло, «шариковы» (в данной статье мы это подробно рассматривали). Таким образом, расизм имеет свойство перетекать в ненависть к своей национальности, к самому же себе.

Поддерживает расизм других рас и национальностей

Одна из причин вреда расизма — это его распространение в другие расы, национальности, культуры, и создание в них ненависти к «чужакам». То есть вы можете не придать значение расистскому высказыванию, сказанному на улице, но услышавший его человек другой национальности может его «подхватить» и начать мыслить в том же ключе, распространяя это мышление на своих знакомых. И кто знает, может это создаст расистов, которые потом нападут на ваших близких или родных. Поэтому требование осуждения расистских высказываний обусловлено прежде всего безопасностью.

Чем вредны расизм и нацизм

Подавляя свой собственный расизм, мы этим помогаем подавлять и расизм других в отношении нас самих.

Культивирует глупость

Согласно исследованиям профессора психологии Гордона Ходсона из Университета Брока в Онтарио, взрослые люди с низким интеллектом расположены к консервативным идеологиям, в том числе к расизму, и низкий уровень интеллекта в детстве также соответствует расизму в зрелом возрасте35. Впрочем, исследование Джеффри Водтке из Чикагского университета не находит прямой корреляции между интеллектом и склонностью к расизму; оно доказывает, что умные люди тоже бывают расистами36. Однако в целом расисты не хотят признавать данные научных исследований, приведенные в начале данной статьи, иногда даже не хотят их изучать, и такое отношение культивирует в обществе отрицание объективного опыта и науки, способствуя интеллектуальной деградации общества.

Расисты ищут простые объяснения сложным вещам. Допустим, если в стране разруха, исследовать и установить истинные ее причины довольно непросто. А сказать, что в ней виноваты, скажем, евреи или нелегальные мигранты – очень просто. Находя такое «объяснение», расисты делают невостребованными в обществе научные исследования, которые могут помочь решить проблему. Чем меньше людей будут ограничиваться упрощенными решениями вместо того, чтобы разбираться в вопросе с точки зрения научного исследования, тем самым общество в целом будет более прогрессивным, а следовательно – благополучным.

Создает проблемы в живом общении

Расист может общаться с какими-нибудь людьми, и обронить в разговоре один из расистских стереотипов. А у человека, с которым он общается, могут оказаться родственники, пара или другие близкие люди «неправильной» национальности. Есть большая вероятность того, что это либо приведет к конфликту, либо собеседник расиста решит попросту относиться к нему, как к необразованному «гопнику». Это создает проблемы в повседневной жизни прежде всего для самого расиста. Стоит ли создавать для себя проблемы ради надуманной идеологии, которая используется политическими демагогами в своих корыстных целях?

Расизм угнетенных

Даже если представитель угнетенного этноса проявляет расизм – это такой же расизм. Если он говорит «белые угнетают темнокожих» вместо «расисты угнетают темнокожих» — это расистское высказывание. И, скажем, высказывание британской писательницы Карлы Мэри Свит о том, что в сериале «Чернобыль» не было цветных актеров и их следовало бы включить в актерский состав37, является расистским. Сам тот факт, что она обращает внимание на цвет кожи людей, снимающихся в фильме (причем говорит об отдельной расе – а как же, если уж на то пошло, все остальные расы и национальности?), показывает, что она является расисткой. И такой расизм, маскирующийся под борьбу с этим явлением, еще более опасен, чем неприкрытый расизм, так как дискредитирует все движение. Расизм угнетенных – это «пятая колонна» в антифашистском движении.

Современные социал-демократы борются не только с тем расизмом, который мы все привыкли видеть, но и с расизмом со стороны представителей исторически угнетенных групп.

Мы считаем важным также упомянуть здесь, что в понятие расизма входят проявления антисемитизма, русофобии, англофобии и так далее. Все это — расизм. Когда вместо понятия «расизм» используют термин, обозначающий неприязнь лишь к одному народу, в большинстве случаев это обусловлено расистской конъюнктурой, требующей особенного отношения к одной национальности/расе, и поэтому такие действия являются «расизмом угнетенных». Даже если угнетают лишь одну национальность — это расизм, с которым нужно бороться, а не использовать без веской причины термины, запрещающие расисту ненавидеть только одну национальность или расу (это поможет ему переключиться на другую).

Заблуждения расистов

Часто расисты считают свои предубеждения и стереотипы безобидными. Например, многие из них говорят: «Причем здесь какой-то геноцид или погромы? Я против этого, я просто за то, что люди разные!»

Если вы просто за то, что люди разные – это не расизм. Но если вы за то, что национальность или раса что-то определяют в поведении, или за то, что они к чему-либо обязывают – вот это расизм. Поддерживая его, вы поддерживаете риторику и фразеологию расистских движений. То есть помогаете этим движениям расти и усиливаться, являетесь разносчиком их идеологии. Эти движения, конечно, до пиковых точек своего усиления (прихода к власти) тоже против геноцида и погромов. Геббельс писал: «Если бы мы до захвата власти показали бы подробно все то, что станем делать после того, как добьемся власти, мы никогда не добрались бы до нее»38. Политики-расисты не могут открыто высказывать свои настоящие цели, поэтому им приходится обходиться как раз умеренным расизмом, который и поддерживается теми, кто считает, что в нем нет ничего плохого.

Сейчас вы можете не воспринимать проблему расизма всерьез, но перед Второй мировой войной люди мыслили похоже, и заплатили за это очень высокую цену. Так, узник концлагерей Третьего рейха Симон Визенталь вспоминал:

Мы недооценили Гитлера, приняв его при первом появлении за смехотворного и закомплексованного недоучку… Мир не принимал Гитлера всерьез, мир рассказывал о нем анекдоты. Мы были так влюблены в прогресс нашего столетия, в гуманность общества, в растущее согласие в мире, что не распознали вовремя опасность. Наше поколение дорого заплатило за свой оптимизм…39

Вы не заметите, как лозунги «мы просто за то, что люди разные» поменяются на «мы просто настороженно относимся к другим национальностям», а потом на «мы просто не любим (ненавидим) другие национальности». Такие вещи всегда происходят незаметно. Если вы поддерживаете расизм, то вы помогаете усилению его политических движений.

«Значит, я должен одобрять, как режут русских?» Если русских режут из-за национальности – то это как раз расизм, с которым мы боремся. Если их режут по другой причине – значит это преступность, с которой мы также боремся. Вы не должны это одобрять. И во всяком случае это не причина, чтобы одобрять расизм.

«Значит, я должен одобрять, как они в автобусах взрываются, лезгинку на улице танцуют или из автоматов в воздух палят?» В автобусах взрываются религиозные экстремисты. Социал-демократы ведут просвещение, направленное против религиозного мракобесия, и борьбу с экстремизмом. Палят в воздух из автоматов дикари, чувствующую свою безнаказанность – с этим явлением также следует бороться. Со многими адекватными людьми той же национальности они имеют мало общего. А в танцевании лезгинки мы не видим ничего плохого. Напротив, если вы увидите танцующих лезгинку – присоединяйтесь: скорее всего, весело проведете время.

«Вы что, хотите, чтобы евреи нами управляли?» Социал-демократы добиваются осознанной демократии. То есть того, чтобы любой человек, независимо от его национальности, имел возможность эффективно влиять на свою судьбу в своих интересах. И мы не делаем различия между национальностями в политическом и повседневном плане – в этой статье показано, почему. Сам вопрос «хотите, чтобы евреи управляли» для нас звучит так же нелепо, как «хотите, чтобы нами блондины управляли?».

Мы будем разбирать также и другие расистские стереотипы в будущем.

Итог

Социал-демократам проще всего было бы одобрять расизм, получая тем самым легкое одобрение у консервативно настроенных масс и возможность использования популистских лозунгов. Однако мы не можем этого сделать ввиду очевидной для нас контрпродуктивности расизма. Поэтому борьба с ним обусловлена, помимо всего прочего, чисто практическими целями.

Расизм – это один из механизмов, работающих на сдерживание социал-демократических ценностей: прогресса, равенства возможностей, равенства всех перед законом и так далее. Современные социал-демократы поэтому принципиально ведут борьбу со всеми его проявлениями.

Предыдущая
АнтифашизмЧто такое патриотизм, национализм и похожие идеологии
Следующая
Легендариум сталинистов«Сталин не виноват в репрессиях»

Источники

  1. С.В. Дробышевский. Чистых рас в природе никогда и не было // Антропогенез.ру (antropogenez.ru). [Электронный ресурс]. URL: http://antropogenez.ru/interview/708/ (дата обращения: 31.01.2020).
  2. И.В. Комадорова. Этнокультурная динамика в современном мире: основные проблемы и подходы к решению — 254 с. — М.: Academia, 2004. — с. 68
  3. В.А. Шнирельман. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Том I. — 552 с. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — с. 92-103.
  4. Алексей Тимошенко. «Бюрократические расы не существуют, но научные-то расы никуда не делись». Интервью с Олегом Балановским о том, имеет ли понятие расы какое-либо научное содержание // ТАСС (tass.ru). 21 марта 2018 года, 09:30. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/sci/6820428 (дата обращения: 31.01.2020).
  5. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 202-203.
  6. Genetics vs. Genomics Fact Sheet // National Human Genome Research Institute (www.genome.gov). [Электронный ресурс]. URL: https://www.genome.gov/about-genomics/fact-sheets/Genetics-vs-Genomics (дата обращения: 31.01.2020).
  7. Л. Животовский. Мы не только различны, но и удивительно схожи // Наука и жизнь (www.nkj.ru). №4, 2006 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/5289/ (дата обращения: 31.01.2020).
  8. Декларация о расе и расовых предрассудках // Организация Объединенных наций (www.un.org). Резолюция 3/1.1/2 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 27 ноября 1978 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism.shtml (дата обращения: 02.02.2020).
  9. Там же.
  10. В.А. Шнирельман. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Том I. — 552 с. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — с. 102-103.
  11. Ф. Керсоди. Герман Геринг : Второй человек Третьего рейха. — 832 с. — М.: Этерна, 2014
  12. К. Душенко. Всемирная история в изречениях и цитатах. — М.: Эксмо, 2008
  13. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 44.
  14. Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики / Туз, А., пер с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. А. Космарского. — М.: Издательство Института Гайдара, 2019
  15. Освенцим. Нацисты и «окончательное решение еврейского вопроса» / Л. Рис — «Азбука-Аттикус», 2005
  16. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 201.
  17. Я — РУССКИЙ, а ты поезжай в Израиль! Жириновский РАСКАТАЛ Хинштейна! // YouTube (www.youtube.com). 13 сентября 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DU6cPUIReWQ (дата обращения: 31.01.2020).
  18. Вокруг одни евреи. Жириновский // YouTube (www.youtube.com). 26 декабря 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H6eZd1x3M0g (дата обращения: 31.01.2020).
  19. Декларация о расе и расовых предрассудках // Организация Объединенных наций (www.un.org). Резолюция 3/1.1/2 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 27 ноября 1978 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism.shtml (дата обращения: 02.02.2020).
  20. А.К. Мордовин-Залесский. Черта оседлости // Большая Российская Энциклопедия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4683900 (дата обращения: 31.01.2020).
  21. С.С. Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Том II. — 260 с. — Мюнхен: Издание общества распространения русской национальной и патриотической литературы, 1949. — с. 161.
  22. Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е гг. XIX в.) Сборник архивных документов. / Выявление материалов, археографическая обработка, редакция и комментарии Т.Х. Кумыкова. Нальчик: Эльбрус, 2001
  23. Грузия признала геноцид черкесов в царской России // Лента.ру (lenta.ru). 20 мая 2011 года, 23:17. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2011/05/20/cherkesy/ (дата обращения: 31.01.2020).
  24. Старший прокурор-криминалист Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации старший советник юстиции Соловьев В.Н. Постановление о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 «О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918-1919 годов», пункты 5-6 // Царская семья: последние дни, расстрел, обретение останков (www.nik2.ru). 17 июля 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nik2.ru/documents.htm?id=267 (дата обращения: 02.02.2020).
  25. Г.В. Костырченко. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. Изд. 2-е, доп. — 784 с. — М.: Междунар. отношения, 2003. — с. 56.
  26. Н.М. Голушко. В спецслужбах трех государств. — 896 с. — М.: Редакция «Историческая газета», 2009. — с. 143.
  27. Johnson, Kelly. 2012. Sholem Schwarzbard: Biography of a Jewish Assassin. Doctoral dissertation, Harvard University (harvard.edu). [Электронный ресурс]. URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/9830349/Johnson_gsas.harvard_0084L_10644.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
  28. Декларация о расе и расовых предрассудках // Организация Объединенных наций (www.un.org). Резолюция 3/1.1/2 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 27 ноября 1978 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism.shtml (дата обращения: 02.02.2020).
  29. Frank P. Einstein. His life and times. — New York: Alfred A. Knopf, 1947. — p. 232.
  30. К.П. Горшенин. Нюрнбергский процесс: сборник материалов. Том II. — 1155 с. — М.: Государственное Издательство юридической литературы, 1955. — с. 322
  31. Павел Судоплатов. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. — 507 с. — М.: ТОО «Гея», 1996. — с. 245.
  32. С.И. Невский. «Экономическое чудо» западногерманское // Большая российская энциклопедия (bigenc.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/text/5461982 (дата обращения: 02.02.2020).
  33. Х. Тревор-Роупер. Последние дни Гитлера. Тайна гибели вождя Третьего рейха. 1945 — «Центрполиграф», 1995
  34. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 40.
  35. Stephanie Pappas. Low IQ & Conservative Beliefs Linked to Prejudice // Live Science (www.livescience.com). 26 января 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livescience.com/18132-intelligence-social-conservatism-racism.html (дата обращения: 01.02.2020).
  36. Geoffrey T. Wodtke. Are Smart People Less Racist? Verbal Ability, Anti-Black Prejudice, and the Principle-Policy Paradox // Oxford Academic (academic.oup.com). 8 января 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: https://academic.oup.com/socpro/article/63/1/21/1846173 (дата обращения: 01.02.2020).
  37. Karla Marie Sweet. I was attacked for calling for characters of colour in Chernobyl. But history proves me right // The Guardian (www.theguardian.com). 7 августа 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2019/aug/07/i-was-attacked-for-calling-for-characters-of-colour-in-chernobyl-but-history-proves-me-right (дата обращения: 01.02.2020).
  38. Е.М. Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. — 400 с. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — с. 305.
  39. Феликс Кандель, Марк Кипнис — Книга времен и событий: История евреев Советского Союза. 5. Уничтожение еврейского населения (1941-1945). — Мосты культуры, 2006 — с. 17

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Больше статей – в разделе "База знаний"